Я хочу построить памятник, понятный всем и во все времена!» - сказал когда-то Карлис Зале.
Гуляя по Риге и проходя мимо Памятника Свободы, невольно поднимаешь голову, чтобы посмотреть на Милду.
Вот так однажды прогуливались мы с Виктором, старым моим другом,
знатоком восточной философии. Не помню уж почему заговорил я о статуе,
когда Виктор забросил в мое сознание одну фразу: "Обрати нимание: Милда
стоит на цветке лотоса".
Так и в жизни - из маленького зернышка вырастает прекрасное дерево. С
тех пор я уже не смотрел на Милду, как на некий безликий монумент.
Что-то одухотворенное проснулось в душе и сознании в отношении к этому
творению рук человеческих.
Первое, что мне стало очевидно, что три звезды в руках Милды
символизируют скорее три-единство, т. е. несут духовный или религиозный
смысл, нежели заужены на трех областях Латвии.
Поиски в интернете стали приносить удивительные результаты, и передо
мной начала разворачиваться замечательная картина. Сначала сама Милда,
а за ней и весь памятник начали оживать и преобразились в творение
вечное, творение человечное.
Изначально проект памятника назывался "Сияй как звезда".
Попробую передать то, что открылось мне в ходе этих поисков, в той же
разворачивающейся последовательности. Я выбрал два направления -
символика и автор. Хочешь узнать о чем говорит произведение, узнай его
автора и время, в котором он творил. * Краткая биография Карлиса Зале в
конце статьи.
Не найдя ничего кроме краткой биографии, оставалось лишь предположить,
что как скульптор, обучавшийся мастерству в России и в Европе в начале
прошлого века, Карлис Зале хорошо знал как классическую школу,
насыщенную римско-греческой мифологией, так и распространившуюся на
западе в то время, восточную философию и мифологию.
Символика.
Три золотые звезды в вытянутых к небу руках Милды.
20 - 30-е годы в Латвии культурный подъем. Развитие
книгопечатания, образования, театра, живописи, архитектуры. Многие
будущие мастера учатся и работают в Москве, Сан-Петербурге, посещают
художественные школы и участвуют в выставках в Париже, Берлине (кстати
чем не триединство - Россия, Латвия, Европа?).
Триединство - очень распространенное понятие в мировых религиях и
учениях. Отец, Сын и Святой Дух. Брама, Шива и Вишну. Дух, душа и
тело...
Или: "Три звезды" - это священная триада богов Неба
Сань-синь :Фу-син, Лусин,Шоу- син. Почитаются как боги приносящие
счастье, богатство и здоровье.
http://kangelka.spaces.live.com/Blog/cns!CB1A849DC712789E!1311.entry
Или: На челе и плечах Богородицы обыкновенно изображаются
три золотые звезды. Подобные украшения, сделанные из металла, были
распространены у древних. На иконах звезды пишутся в знак того, что
Богородица до Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребыла Девою.
Кроме того, три звезды — символ Святой Троицы.
http://forums.catholic.com/showthread.php?t=86647
Звезда - традиционный символ путеводности, возвышенных устремлений, стремления вперёд.
http://geraldika.ru/print/18112
Три звезды - три области Латвии? Какие из имеющихся - Видземе, Курземе, Земгале и Латгале? **
Но пусть не отчаиваются те, кому это нужно. Пусть для кого-то будут три
области. Пусть кто-то утверждает, что это три прибалтийские республики.
Символизм многослоен. И трактовать можно по-разному. Как там говорится
- слышащий да услышит, видящий да увидит.
Однако продолжим.
Золотой пояс, в солнечный день ярко сверкающий на стройной фигуре
Милды, как и три золотые звезды, - символ девственности, символ
пресвятой девы, Девы Марии, богини.
Складки широкого плаща Девы Марии, надежно укрывающие от невзгод
прибегающих к ее милости верующих, — яркая аллегория божественного
покровительства и защиты. http://znaki.chebnet.com/s10.php?id=729
Плащ Милды - божественное покровительство, небесный покров или звездное покрывало.
Лотос - символ чистоты, мудрости... Лотосорожденный - божественная
природа - Будда, Кришна, и здесь даже дети вспомнят - Дюймовочка. В
сказках и мифах немало аллегорий сокрыто.
Скажем "Курочка ряба". В индийской мифологии золотое яйцо символизирует
непроснувшуюся свернутую вселенную, плавающую в океане сансары (дни и
ночи Брамы), и пробуждающуюся после того, как расколется скорлупа.
Почему лотос и стелла в форме квадрата в сечении, а не круга,
что, казалось бы, должно быть более естественным. Например,
Александрийский Столп. Однако квадрат - это символ вселенной (четыре
стороны света, четыре времени года, четыре стихии...).
Если посмотреть на фигуру Милды сбоку, то хорошо видно, что стоит она
на дуге. Это мост, связывающий землю и небо, или путь, небесный путь.
Символ движения, движения с Востока на Запад. Что движется в этом
направлении? Правильно - Солнце!!! А еще? Млечный Путь. Мы же, встречая
восход Солнца или глядя в лицо Милде, смотрим на Восток.
Милда или Мильда. Мильк (нем.) или Милк (англ.) - молоко. Милки Вэй
(англ.) - Млечный Путь. И пусть это лишь удачное совпадение. Но, мудрые
люди говорят: “Случайностей не бывает”.
В спокойном безмолвии и с легким любопытством смотрит на нас Милда. Так
взирают на нас звезды и птицы. В ночном небе Латвии три яркие звезды
образуют треугольник - это Вега из созвездия Лиры, Денеб из созвездия
Лебедя и Альтаир из созвездия Орла.
Еще один символ божественности заложен в положении кистей рук Милды
(здесь сходство с древнеегипетским символом божественной принадлежности
или воли - согнутые в локтях руки). Спрашивается: зачем скульптору это
было нужно, когда гораздо проще было бы их сваять прямыми, слегка
разведя руки. Но как выражены грация и девичье изящество при этом. Руки
же расположены параллельно, что символизирует согласие, единство и
взаимопонимание. Чьё согласие, единство и взаимопонимание? Скажем
проживающих здесь народов. Почему бы не трактовать таким же образом две
параллельные красные полосы на современном латвийском флаге?
И еще один примечательный факт. В чашечке лотоса, в котором стоит Милда, 108 лепестков.
В буддизме, индуизме число 108 является священным числом (колличество
бусин в четках, 108 млн. богов в индуизме, 108 ступеней в лестнице
духовного пути, число ритуальных обходов вокруг священной горы Кайлас,
108 пороков и 108 путей освобождения от них...).
Может ли это быть случайностью? Не думаю.
Спустимся с небес на землю по стелле, символизирующей стебель лотоса,
связывающий цветок лотоса, лежащий на водной поверхности, с корнями
цветка, расположенными глубоко в иле. И начнем наше движение с нижнего
уровня по кругу, в обход памятника. Просто последуем за идущими людьми,
изображенными на закручивающейся в направлении против часовой стрелки
фреске, или за солдатами, идущими навстречу, на противоположной фреске.
И те и другие словно подходят к ступенькам, указывая нам направление
пути в прочтении смыслового значения скульптурного комплекса. Обход по
кругу против или по часовой стрелке - явление обрядовое и весьма
распространенное во всех религиях и культурах.
Предыдущие четыре фрески, расположенные на нижнем уровне памятника на
его северной и южной сторонах, а также надпись "Отечеству и свободе",
выполнены из одного материала и относятся к историческим событиям,
имевшим место в Латвии в начале прошлого века.
Все остальные скульптурные группы относятся к темам иного порядка, выраженным языком аллегорий - мифов и символов.
Идем дальше по кругу. В угловой северо-восточной нише второго яруса
стоит в задумчивой позе со склоненной головой мудрец, волхв или учитель
с посохом и своим плащем покрывает двух бородатых коленопреклоненных
мужей, предположительно, пишущих или читающих.
В северо-западной нише – Бог-покровитель рыбаков, рабочих, ремесленников...
В юго-западной - Бог-покровитель воинов и профессий, связанных с риском.
В юго-восточной - Богиня плодородия и земледелия. Покровительница крестьян.
Группы во главе с Богами-покровителями, расположенные симметрично по
четырем сторонам света, словно говорят о необходимости развития этих
направлений жизни.
Общая
черта, связывающая все четыре группы фигур следующего уровня - это
плащи. Плащи перехлестываются, охватывая обелиск со всех сторон, как бы
говоря нам о том, что эти четыре группы фигур связаны единым действом
(на то же указывают цепи, объяснение чуть ниже). Скорей всего на этом
уровне символизируют путь, путь духовного знания.
Восточная сторона. Три мужские фигуры разрывают цепи незнания, цепи
рабства от тьмы незнания. Указывают нам на ту неимоверную силу,
необходимую еще даже не для обретения знания, а только для осознания
существования такового и для становления на путь познания.
Расположенные на восток, ибо истинное знание в его незавуалированной
форме сохранилось на Востоке, откуда и идет к нам. А то, что это цепи
не физического рабства, говорят нам плащи на плечах мужей (ну, скажем,
ни сколько не износившиеся за время предполагаемого рабства) и скала, к
которой они прикованы. Напоминая Прометея, добывшего огонь
божественного знания для людей. Склоненные головы - это одновременно и
неимоверное усилие и преклонение перед знанием. Цепь - символ связи, означающий как взаимозависимость форм, так и
сообщение между ними. Образ цепи предполагает не только соединение двух
элементов (как, например, образ веревки), но и передает идею о наличии
ряда следующих друг за другом звеньев между ними (ср. «цепь
умозаключений»), и в этой связи сближается с символикой лестницы. Может
выступать как символ священного брака неба и земли, подобно стреле. У
Чжуан-цзы дао называется «цепью, связывающей все творение». В
позднеантичной философии возникает понятие о великой цепи бытия, в
наиболее полном виде разработанное Плотином; это концепция мироздания,
наделяемого характеристиками непрерывности (означающей, что рядом
стоящие формы имеют по крайней мере один общий элемент), завершенности
(подразумевающей полноту и максимальное разнообразие) и градации
(акцентирующей иерархическое строение).
Цепь входила в число регалий на Востоке и в Европе, связываясь с
символикой власти, неразрывных уз, соединения и единства. Подобное
значение впервые стало приписываться цепи на Востоке, где особенно
актуальна идея родовой, сословной и т. п. сплоченности и менее развит
принцип индивидуализма.
http://znaki.chebnet.com
В Индии, например, само знание и процесс получения оного до сих пор являются священными и обоготворяются.
И еще одно, не менее важное, значение символа разрывания цепей на
восток - это окончание тьмы. На востоке угасает ночь, словно
сбрасываются ее оковы, и на смену приходит день и встает солнце.
Центральная фигура стоит на возвышении, символизирующем подъем или мост
- путь солнца, света, знания. А на заднем плане мы видим купол -
небесная сфера, или мост, или врата. То же имеет место быть с
противоположной стороны на западной стороне памятника, говоря о их
взаимосвязи, т. е. о символе единого небесного купола, небесного моста,
движения солнца, звезд. Да и вечного единства Востока и Запада.
И
здесь хорошо виден перехлест плащей у скульптурных групп, связывая, на
первый взгляд разрозненные групки фигур, в единую картину.
На северной стороне Лачплесис с медведем (а чем любят лакомиться
медведи?). Или его прообраз Самсон, разрывающий пасть льву. В чреве
льва он находит пчелиный улей и съедает мед, обретая тем самым
мудрость. Третий предмет в этой группе - это, на первый взгляд, левая
задняя лапа, как-то неестественно торчащая из под живота. Две передние
лапы, упирающиеся в постамент, хорошо видны спереди. Для задних ног
положение явно неудобное. Остается одно - это пчелиный улей.
И опять мы видим какое неимоверное усилие требуется человеку для обретения мудрости.
Фреска на южной стороне говорит о божественном покровительсве учению и
творческому началу в человеке (лира или гусли в руке учителя). Третий
персонаж скульптурной группы - череп коня - это символ мудрости. Вещего
Олега кусает змея, выползшая из конского черепа (змея – так же символ
мудрости, кусающая змея - передача знания от учителя ученику).
Познавший тайну жизни и смерти, обретает мудрость. Обоюдоострый нож в
правой руке коленопреклоненного ученика - символ ответственности,
получающего знание, которое может принести как пользу, так и вред. В
левой руке - предположительно книга.
На
первый взгляд может показаться, что это женщина-воительница с мечом и
щитом - символ свободы и независимости Отечества, о чем так же говорит
надпись снизу. А две фигуры чуть сзади слева и справа - это, либо
вдохновенный народ, следующий в едином порыве, либо ангелы хранители,
либо и то и другое. Но динамика поз и вдохновенные лица больше
соответствуют первым. Правда, меч не поднят воинственно вверх. Но
почему бы и нет? Символизм многогранен. А вот какая из граней откроется
- этo, как говорят, одному Богу известно.
Однако, при такой версии теряется связь с предыдущими скульптурными
группами. Предлагаю другой вариант. По нашей версии, арка позади фигур
может являться символом моста или небесного купола, связанного с
символическим движением с Востока на Запад Солнца и Млечного пути или
вратами. Меч, направленный острием вниз, так же символ пути солнца. Что
еще более подтверждает само солнце, изображенное на щите. Две фигуры по
бокам - символы двух начал: мужского и женского. Плащ может означать, в
данном случае, и божественное покровительсто, и снятие покровов
неведения, незнания (покровов Изиды). В руке дева держит колосья - это
и плоды познания, и несение людям семян знания, света. Дубовые ветви -
символ силы и здоровья. Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба,
считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через
которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб
выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось,
соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков,
знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость,
долголетие, плодородие, благородство, верность. Это дерево было
посвящено верховным богам-громовержцам: в Греции - Зевсу, в Древнем
Риме - Юпитеру, в Германии - Донару, у литовцев - Перкунасу, у славян -
Перуну.
Здесь солнце в основании щита может означать либо завершение
ученического пути - закат, либо его начало - восход. Ибо одно переходит
в другое.
Солнце на горизонте над водной поверхностью, явление для Латвии
символичное, т. к. мы можем в Юрмале наблюдать восход солнца, а в
Саулкрасты - его закат. Что замечательно отражено в Латвийском гербе.
Все композиции расположены четко по сторонам света, образуя
своего рода "Розу ветров" - символ пути. И словно обращаются ко всем
нам, охватывая своим вниманием Матушку Землю.
В этом и есть величие этого замечательного произведения искуства,
значение которого выходит за узкие рамки одного народа, и является
творением, символизирующим духовное единение жителей планеты. О чем и
говорил Карлис Зале: «Я хочу построить памятник, понятный всем и во все
времена!».
Безусловно необходимо вспомнить и архитектора Эрнеста Шталбергса, и других, известных и неизвестных вдохновителей и строителей.
И, казалось бы, на этом можно поставить точку. Но мы забыли связать все
воедино. А точнее верхнюю часть скульптурного комплекса с нижней.
Сама Милда и скулптурные композиции внизу говорят нам о никогда не
прекращавшейся связи между небом и землей, о их вечном единстве, об
отсутствии грани между миром божественным и человеческим, о пути
человека в познании этого мира, о вечной гармонии во вселенной внешней
и внутренней, о великом равновесии во вселенной и в природе земной. И,
конечно же, о любви духовной и земной. Милда - Милестиба - любовь.
*
На многих страничках о Карлисе Зале было сказано немного и кратко примерно одинаково-следующее: 1888
год. Родился Зале (3алите) Карлис (Карл Фёдорович) , латышский
скульптор. Учился в Художественной школе общества поощрения художеств
(1915, у Г. Р. Залемана) и в АХ (1917-20, у А. Т. Матвеева) в
Петрограде, где участвовал в осуществлении ленинского плана
монументальной пропаганды (памятники Н. А. Добролюбову и Дж.
Гарибальди, не сохранились). В 1921-23 жил в Берлине. В 1923 вернулся в
Латвию. Крупнейшие произведения: ансамбль Братского кладбища (туф,
1924-36, совместно с архитектором А. К. Бирзениеком и др.), в котором
скорбь о погибших воинах с большой силой выражена в символических
монументальных образах, развивающих на национальной основе традиции
"модерна", и "Памятник свободы" (гранит, туф, 1931-35) - оба в Риге.
Создал также ряд станковых произведений. В 1936-42 Зале руководил
скульптурной мастерской (профессор) в Латвийской АХ в Риге.
"Своим величайшим счастьем я считаю то, что мне в образах скульптуры
удалось коснуться судьбы своего народа - того, что для него свято и во
имя чего наши герои, горящие огнем веры, жертвовали собой", - так писал
Карлис Зале, автор "Памятника свободы". Этот выдающийся монумент
сооружен 1931-1935 г.г. и посвящен борьбе латышского народа за
независимость. На памятнике высечены слова "T?vzemei un Br?v?bai"
(Родине и Свободе). Памятник имеет пятиярусную композицию, с
постепенным нарастанием эмоционального воздействия, которую венчает
аллегорический образ Свободы: женщина держащая на поднятых руках три
позолоченные звезды - символы Курземе, Видземе и Латгалии, трех
культурно-исторических областей Латвии. Образ Свободы замечательно
передает идею памятника; он воспринимается как отдельная скульптура,
издалека видимая над строениями и зеленью деревьев. Прекрасно решена
цветовая гамма памятника, одновременно и контрастная, и слитая с
природой. В целом монумент вызывает ощущения тишины, покоя, приподнятой
торжественности. Памятник строился на пожертвованные народом средства.
С1922 года велись поиски наиболее удачного пространственного и
художественного решения, пока они не реализовались в 1931-1935 годах в
монументе, созданном архитектором Эрнестсом Шталбергсом и скульптором
Карлисом Зале. Выкованная из меди статуя Свободы является работой
шведского скульптора Рагнара Мирсмедена. Памятник Свободы должен был
выразить идею приобретенной государственности и единства, что прекрасно
выполняет аллегорический образ Свободы с тремя символизирующими
местности Латвии звездами в руках. Силу нации и источники ее успеха, в
свою очередь, выражают скульптурные группы: Стражи Отечество,
Мать-Латвия, Разрывающие цепи, Труд, Семья, Лачплесис, Вайделотис.
Монумент обращен на запад, - туда смотрит скульптура Свободы, туда же
обращены гордо выпрямившиеся фигуры других скульпутрных композиций. На
восток же смотрят согнувшие голову в поклоне фигуры в цепях…Памятник
Свободы не просматривается из приграничных мест Риги, хотя все уверены
в том, что он значительно выше других зданий ближайших окрестностей.
Такое впечатление создается благодаря мастерскому исполнению - удачное
размещение скульптурных групп создает эффект увеличения. Проекты
памятника
http://forum.myriga.info/index.php?act=attach&type=post&id=10644
** Именно в 20-30-е годы в Латвии создается историческая,
этническая, региональная символика в виде гербов, флагов и значков.
Сейчас мы частично возвращаемся к ее использованию. В 1939 году под
руководством художника профессора Р.Зариня была завершена работа по
созданию гербов 60 городов, 19 округов, и 4 этнографических краев
Латвии - Видземе, Курземе, Земгале и Латгале. Эти гербы вполне
заслуженно признаны наиболее совершенными в Европе.
http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Engl/Z/Zeile/LatKult.html
Latvian Regions (image obtained from
Virginijus Misiunas, Vilnius, Lithuania)
Latvia is divided in Historical Districts/Provinces,
which are further divided in regions, that are
in turn divided in towns, municipalities
and villages.
Coat of arms of Historical Districts :
Kuldiga
Kurzeme
Latgale
Vidzeme
Zemgale
Heraldry of the World
http://www.ngw.nl/int/lat/latvia.htm