КОЛДОВСТВО(Глава из книги Элифаса Леви "Учение и ритуал высшей магии") Fons
Oculus Fulgur
Человек, смотрящий с нечистым желанием на женщину,
оскверняет ее, – сказал великий Учитель. Мы выполняем
все то, чего настойчиво желаем. Каждое реальное желание
подтверждается актами; всякое желание, подтвержденное
поступком, – действие. Каждое действие подчинено суду,
и суд этот вечен. – Все это – догматы и принципы.
На основании этих принципов и догматов, добро или зло,
которые вы желаете, как самим себе, так и другим,
непременно исполнится, если вы подтверждаете свою волю и
проявляете действиями свое решение.
Действия должны быть аналогичны желанию. Желание
повредить кому-нибудь или заставить полюбить себя, чтобы
быть действительным, должно быть подтверждено актами
ненависти или любви.
Все, носящее на себе отпечаток человеческой души,
принадлежит этой душе; все, что каким бы то ни было
образом человек присвоил себе, становится его телом в
самом широком значении этого слова; а все то, что делают с
телом человека, посредственно или непосредственно ощущается
его душой.
Поэтому-то моральная теология смотрит на всякое
враждебное действие против ближнего как на начало
человекоубийства.
Колдовство – человекоубийство, и человекоубийство
тем более подлое, что оно ускользает от преследования
закона, и жертва не может защищаться.
Установив этот принцип для успокоения собственной
совести и предостережения слабых, – я смело утверждаю,
что колдовство возможно. Более того, я утверждаю, что оно
не только возможно, но, до некоторой степени, необходимо и
фатально. Оно беспрестанно совершается без ведома лиц,
производящих его и подвергающихся ему. Невольное колдовство –
одна из ужаснейших опасностей человеческой жизни.
Страстная симпатия необходимо подчиняет пламенное
желание сильной воле. Моральные болезни заразительней
болезней физических, и иной успех увлечения и моды можно
сравнить с проказой или холерой.
От дурного знакомства умирают также, как и от заразной
болезни; ужасная болезнь, которая в Европе всего только
несколько столетий наказывает за профанацию таинств любви,
– откровение аналогичных законов природы и только
слабое изображение морального извращения, ежедневно
являющегося результатом подозрительной симпатии.
Рассказывают о ревнивом и подлом человеке, который,
чтобы отомстить своему сопернику, заразил себя неизлечимой
болезнью. Такова ужасная история каждого магиста или,
вернее, колдуна, занимающегося колдовством. Он отравляет
себя, чтобы отравлять других; он осуждает себя, чтобы
мучить: он вдыхает ад, чтоб потом его выдохнуть; он
смертельно ранит себя, чтоб умерщвлять других; обладая
подобной печальной храбростью, он может быть вполне уверен,
что отравит и убьет одним только стремлением своей
развращенной воли.
Существуют страсти, убивающие так же, как ненависть, а
доброжелательность мучит злых. Молитвы, с которыми
обращаются к Богу, чтобы обратить кого-нибудь, приносят
несчастье этому человеку, если он не хочет обратиться. Как
я уже говорил, утомительно и опасно бороться против
флюидических токов, производимых цепями объединенных волей.
Следовательно, существует два рода колдовства:
колдовство невольное и колдовство произвольное. Можно также
различать колдовство физическое от колдовства морального.
Сила притягивает силу, жизнь привлекает жизнь, здоровье
притягивает здоровье; таков закон природы.
Если два ребенка живут вместе, а в особенности спят в
одной комнате, – и один из них слаб, а другой силен,
– сильный поглощает слабого, и тот погибнет.
Поэтому-то необходимо, чтобы дети всегда спали одни.
В пансионах некоторые ученики поглощают ум других, и в
каждом собрании скоро находится индивидуум, завладевающий
волей других.
Как я уже заметил, колдовство посредством токов –
самая обыкновенная вещь; толпа увлекает не только
физически, но и морально. Но в этой главе мне предстоит
главным образом констатировать почти абсолютную власть
человеческой воли над определением своих поступков и
влияние всякого внешнего проявления воли даже и на наружные
вещи.
Произвольное колдовство еще и теперь часто наблюдается в
наших деревнях, так как у невежественных и уединенно
живущих лиц природные силы действуют совершенно не
ослабляясь сомнением и не отклоняясь в сторону. Ненависть,
откровенная, абсолютная и без всякой примеси отвергнутой
страсти или личной жадности, – в известных
обстоятельствах, есть смертный приговор для предмета этой
ненависти. Я говорю "без примеси любовной страсти или
жадности", потому что всякое желание, будучи в то же время
притяжением, усовершенствует и уничтожает силу
выбрасывания. Так, например, ревнивец никогда действительно
не околдует своего соперника, и жадный наследник силой
своей воли не сократит жизни скупого и живучего дядюшки.
Колдовство, производимое в подобных условиях, падает на
того, кто его производит, и скорее полезно, чем вредно для
лица, против которого оно направлено, так как освобождает
его от злобы, которая, чрезмерно возбуждаясь, сама себя
уничтожает.
Слово "колдовство" (envoutement) очень энергичное в
своей галльской простоте, удивительно точно выражает
обозначаемое им понятие: "околдовать" (envoulter) –
значит взять и окутать кого-нибудь желанием, твердо
выраженной волей.
Орудие колдовства – сам великий магический агент,
который, повинуясь злой воле, становится тогда
действительно и положительно демоном.
Так называемое колдовство, т.е. совершаемая с обрядами
операция с целью повредить кому-нибудь, – действует
только на самого оператора, и цель его колдовства –
укрепить и подтвердить волю оператора, настойчиво и с силой
ее формируя; эти два условия делают волю действительной.
Чем трудней и ужасней операция – тем она
действительней, так как тем сильнее действует на
воображение и подтверждает волю прямо пропорционально
преодоленному ею сопротивлению.
Этим объясняются причудливость и даже жестокость черной
магии в древности и в средние века, черные мессы,
причащение гадов, пролитие крови, человеческие жертвы и
другие чудовищности, являющиеся самой сущностью гётии, или
нигромантии. Подобные действия во все времена навлекали на
колдунов справедливую кару законов, В самой основе своей
черная магия – сочетание святотатства и убийства с целью
навсегда развратить человеческую волю и в живом человеке
создать омерзительный призрак дьявола. Следовательно, это,
собственно говоря, – религия дьявола, культ мрака,
ненависть к добру, доведенная до высшей степени, воплощение
смерти и создание ада.
Каббалист Боден, которого никоим образом нельзя считать
слабым и суеверным умом, написал свою "Демономанию"
специально для того, чтобы предостеречь против слишком
опасного неверия. Изучением каббалы посвященный в секреты
магии он приходил в ужас, думая об опасности, которой
подвергнется общество, если людской злобе будет позволено
пользоваться этой силой.
Поэтому он пытался сделать то же, что пробует сделать в
паше время Евд де Мирвилль: он собрал массу фактов, не
объясняя их, и указал невнимательной или занятой другими
вещами науке на существование тайных влияний и преступных
действий злой магии. На Бодена не обратили внимания, также
как не обратят его в наше время и на Евд де Мирвилля. так
как для того, чтобы повлиять на серьезных людей
недостаточно указать на явления и предугадать их причину;
нужно изучить эту причину, объяснить ее, доказать ее
существование, а это как раз то, что пытаюсь сделать я.
Буду ли я иметь больший успех?
От любви некоторых людей можно умереть также, как и от
их ненависти: существуют страсти настолько поглощающие, что
предмет подобной страсти умирает, подобно невестам
вампиров. Не только злые мучат добрых, но и добрые, сами
того не сознавая, мучат злых. Кротость Авеля была долгим и
мучительным колдовством для свирепости Каина. У дурных
людей ненависть к добру происходит от инстинкта
самосохранения; впрочем, они не согласны признавать добром
то, что их мучит, и чтобы быть спокойными, стараются
обожествить и оправдать зло. По мнению Каина, Авель был
лицемером и трусом, бесчестившим человеческую гордость
своей постыдной покорностью божеству. Сколько должен был
выстрадать этот первый убийца, прежде чем решиться на
ужасное преступление против брата?
Авель пришел бы в ужас, если бы мог его понять.
Антипатия – предчувствие возможного колдовства, – как
любви, так и ненависти, – ибо часто антипатия
заменяется любовью. Астральный свет предупреждает нас о
будущих влияниях, действуя на более или менее восприимчивую
и живую нервную систему. Внезапная симпатия и любовь –
вспышки астрального света, вполне точно, мотивированные и
их можно объяснить и доказать так же точно, как и разряды
сильных электрических батарей. Из этого можно видеть,
сколько непредвиденных опасностей угрожает профану
беспрестанно играющему с огнем на пороховых погребах,
которых он не видит.
Мы насыщены астральным светом, и постоянно выбрасываем
его и заменяем новым. Глаза и руки – нервные аппараты,
назначение которых притягивать и выбрасывать. Полярность
рук сосредоточивается в большом пальце; поэтому, следуя
магическому преданию, еще сохранившемуся в наших деревнях,
если вы находитесь в подозрительном обществе, надо держать
большой палец согнутым и спрятанным в руке и, избегая
пристально смотреть на тех, кого вы имеете основание
бояться, в то же время – постараться первому взглянуть
на них, чтобы избежать неожиданных флюидических
выбрасываний и околдованных взглядов.
Существуют также некоторые животные, обладающие
свойством прерывать токи астрального света, так как они его
поглощают. Все эти животные сильно нам антипатичны, и
взгляд их производит очаровывающее действие; таковы –
жаба и ящерица. Эти животные, если их приручить и носить с
собой или держать в комнатах, гарантируют от галлюцинаций и
обольщений астрального опьянения; "астральное опьянение", –
слово в первый раз употребляемое мной здесь и объясняющее
все явления необузданных страстей, исступления ума и
безумия.
Воспитывайте ящериц и жаб, носите их с собой, но только,
ради Бога, не пишите, скажет мне ученик Вольтера. На это я
могу ответить, что серьезно об этом подумаю, когда
почувствую расположение смеяться над тем, чего я не знаю, и
считать безумными людей, ни науку, ни мудрость которых не понимаю.
Парацельс, величайший из христианских магов,
противопоставляет колдовству действия противоположного
колдовства. Он составлял симпатические лекарства и
прикладывал их не к больным органам, но к их изображению.
Такое лечение сопровождалось чудесным успехом, и ни один
врач никогда не достигал чудесных излечении Парацельса.
Но Парацельс открыл магнетизм задолго до Месмера и дошел
до последних выводов из этого чудного открытия или, скорее
посвящения в магию древних, которые гораздо лучше нас
понимали природу великого магического агента, и не считали
астральный свет, азот, универсальную магнезию мудрецов,
особенным животным флюидом, исходящим только из некоторых
особенных существ.
В своей оккультной философии Парацельс восстает против
церемониальной магии; конечно, он знал ее страшную силу, но
без сомнения, хотел опорочить ее деяния, чтобы
дискредитировать черную магию. Он считает, что
всемогущество мага заключается во внутреннем и тайном
"magnes". – Самый опытный из современных магнетизеров
не мог бы лучше выразиться. – Однако, для лечения
болезней он рекомендует употребление магических знаков и, в
особенности, талисманов. В восемнадцатой главе мне придется
еще вернуться к талисманам Парацельса, излагая, по
Гаффарелю, очень важный вопрос об оккультных иконографии и
нумизматике.
От колдовства лечат также заменой, если она возможна, и
разрывом или отвращением астрального тока. Деревенские
традиции обо всем этом прямо удивительные, и, конечно,
существуют много веков; это – остатки учения
друидов, посвященных в мистерии Египта и Индии
путешествующими иерофантами. В народной магии известно, что
колдовство, т.е. определенное и подтвержденное поступками
желание творить зло, всегда достигает своей цели, и колдун
не может отказаться от своего злодеяния, не подвергая себя
смертельной опасности. Колдун, освобождающий кого-нибудь от
своих чар, должен иметь какой-нибудь другой предмет для
своей злобы, иначе он уверен, что сам будет поражен и
погибнет жертвой своего собственного колдовства. Так как
астральное движение совершается по кругу, то всякое
азотическое или магнетическое испускание, не встречающее
своего "медиума", с силой возвращается к своей точке
отправления; этим объясняется одна из самых странных
историй священной книги – о демонах, посланных в
свиней, которые бросились в море. Целью этого дела высшего
посвящения было разорвать магнетический ток, зараженный
злыми волями. – Имя мое легион, – говорил
инстинктивный голос больного, – ибо нас много.
Одержание бесом – колдовство, и в наше время
существует неисчислимое множество одержимых. Святому
монаху, посвятившему себя служению помешанным, Илариону
Тиссо, благодаря долгому опыту и практике христианских
добродетелей, удалось излечить много больных, и, сам того
не зная, он употребляет магнетизм Парацельса. Он
приписывает большинство болезней либо расстройству воли
самого больного, либо злому влиянию посторонней воли; все
преступления он считает поступками безумных и хотел бы,
чтобы злых лечили, как больных, а не раздражали их еще
больше и делали неизлечимыми под предлогом наказания.
Сколько пройдет времени, прежде чем монах Иларион будет
признан гениальным человеком, и сколько серьезных людей,
прочтя эту главу, скажет, что я и Иларион Тиссо должны
лечить друг друга, следуя общим нам идеям и остерегаясь
публиковать свои теории, если не хотим, чтобы нас приняли
за врачей, которых нужно поместить в лечебницу для
неизлечимо больных.
– И все-таки она вертится! – воскликнул
Галилей, топнув ногой. – Вы познáете истину, и она
сделает вас свободными, – сказал Спаситель
человечества. Можно было бы добавить: Вы полюбите
справедливость, и она сделает вас здоровыми. – Порок
– яд даже для тела, а истинная добродетель – залог
долгой жизни.
Методы, сопровождаемого обрядами колдовства, меняются
сообразно времени и лицам; и все люди, коварные и
господствующие над другими, сами открывают его секреты.
Поступая таким образом, они инстинктивно следуют внушениям
великого агента, который, как я уже говорил, превосходно
приспособляется к нашим порокам и добродетелям; вообще,
можно сказать, что мы подчиняемся воле других по аналогии с
нашими склонностями и, в особенности, недостатками.
Поощрять чьи-нибудь слабости, – значит, завладеть
этим человеком и сделать его своим орудием. Когда две
аналогичных по своим недостаткам натуры подчиняются друг
другу, происходит род замены слабого более сильным и
настоящее одержание одного духа другим. Часто слабый
сопротивляется, хочет возмутиться, и в результате
становится еще более рабом. Так, Людовик XIV составлял
заговоры против Ришелье, а потом получал прощение, выдавая
своих соучастников.
Все мы имеем какой-нибудь преобладающий недостаток, и,
влияя на него, враг всегда может завладеть нами; тщеславие
для одних, лень для других, эгоизм для большинства. Если
коварный и злой дух завладеет этим рычагом, – вы
погибли. Вы становитесь тогда не помешанным, не идиотом, но
отчужденным (aliene) в точном значении этого слова, т.е.
подчиненным постороннему импульсу. В этом состоянии вы
испытываете инстинктивный ужас ко всему тому, что может
вернуть вам разум, и не хотите даже слышать увещаний,
противоречащих вашему безумию. Это одна из опаснейших
болезней, могущих повредить человеческую нравственность.
Единственное лекарство от этого колдовства –
воспользоваться этим безумием, чтобы излечить его и
заставить больного найти воображаемое удовлетворение в
делах, противоположных тем, благодаря которым он погубил
себя. Так, например, вылечить честолюбца, заставив его
желать небесной славы, – лекарство мистическое;
излечить распутника настоящей любовью – лекарство
естественное; доставить тщеславному почетный успех; учить
скупцов бескорыстию и доставить им справедливую выгоду
посредством почетного участия в благородных предприятиях и т.д.
Реагируя таким образом на мораль, удается излечить
большинство физических болезней, ибо нравственность влияет
на телосложение, в силу магической аксиомы: "То, что
находится вверху, подобно тому, что находится внизу".
Поэтому же Учитель, говоря о паралитичной женщине, сказал:
"сатана связал ее". Болезнь всегда происходит от недостатка
или излишества, и в основе физической болезни вы всегда
найдете моральное расстройство; продолжение:http://www.psylib.ukrweb.net/books/levie01/txt16.htm
|