Харизма — не признак просветленности Рассуждая о разнообразных критериях, некоторые учителя уделили внимание вопросу притягательности личности как характерной черты пробуждения. Якусё Квонг-роси встречался с Далай-Ламой, когда Его Святейшество говорил о личной харизме: Я участвовал в первой встрече Его Святейшества Далай-Ламы с западными учителями буддизма. Он говорил, что харизму не следует считать обязательной добродетелью учителя — или так называемого «учителя», — поскольку она обманчива и многих очаровывает. В буддизме притягательность личности не считается духовным качеством, духовной добродетелью, но людей Запада она все равно привлекает. Далай-Лама заговорил на эту тему по той причине, что в то время как раз случилось несколько громких скандалов со лжеучителями.
Хотя многие великие учителя обладали огромным обаянием, это, скорее, побочное следствие их проницательности, а не признак просветленности. Не меньшее число великих учителей лишено этого качества. Харизматичность очень соблазнительна. Притягательность личности так подкупает, что мы нередко оказываемся у человека в полной власти, не успев сообразить, что произошло. Не стоит, однако, полагать, будто харизматический человек — непременно высокодуховный, не говоря уже о просветленности. Арно Дежарден: «Настоящий учитель неизменно излучает любовь». Путешествуя по индийским Гималаям, я встречался не только с самыми прославленными учителями, но и с менее знаменитыми, порой даже совсем не известными. Некоторые были, без сомнений, настоящими мастерами и не разочаровывали меня год за годом. В других случаях сразу чувствовалось: что-то не так, какието следы эго еще сохранились. И свидетельства испорченности не заставляли себя ждать, что очень расстраивало многих учеников.Мне повезло —я не пострадал от обмана лжеучителей даже в те годы, когда был юн, неопытен и мечтателен. Рядом с настоящим учителем всегда ощущаешь его любовь. Он очень много дает, он служит всем вокруг. Его окружает сияние. Чувствуете эту любовь, это сострадание? Ее излучают все настоящие учителя. Это можно назвать «неотъемлемой добротой». Можно задаваться вопросом: «Как ведет себя так называемый учитель со своими последователями?» Но есть и другой вопрос: «Как он относится к самым^обычным людям — к уборщице в его ашраме, к рабочему, который пришел замазать дыру в стене?» Я видел одного тибетского гуру, который глядел на таких людей с потрясающей, невыразимой любовью. Это очень хороший способ оценить разницу между учителями. Из книги Марианны Кэплэн "На полпути к Вершине"
|