Андрей Жуков
кандидат исторических наук Абидос - сердце Египта
Сегодня это маленький
населенный пункт под названием Эль-Араба-эль-Мадфуна, расположенный примерно в
200 км к северу от Луксора, вниз по течению Нила. В глубокой древности это место
называлось Та Ур - "Великая земля".
Греки именовали это
место Абидос, а древние египтяне - Абиджу. На протяжении тысячелетий он являлся
крупнейшим религиозным центром египетской цивилизации.
Древнейшие археологические
памятники, найденные в Абидосе, относятся еще к до-династическому периоду. Это
захоронения культуры Нагада, датируемые 4-м тысячелетием до н.э. Первые фараоны
избрали Абидос местом своего захоронения. Здесь расположена гробница царя
Нармера - объединителя Египта и родоначальника 1-й династии фараонов.
К юго-западу от Абидоса находится ущелье Пега. Отсюда,
по представлениям древних египтян начинались Ро-Сетау - таинственные пути в
царство мертвых.
Первоначально, как считают историки, в Абидосе находилось святилище владыки
загробного мира шакалоголового бога Хентиаменти. Позже, когда эта роль перешла к
Осирису, Абидос стал центром культа этого бога. Дело в том, что согласно одной
из древнейших легенд, именно здесь была захоронена голова Осириса, убитого своим
братом Сетом, который расчленил тело Осириса на семь частей и разбросал их по
всей стране. Для древних египтян Абидос являлся своего рода "Меккой" - главным
духовным центром и местом паломничества. Ежегодно здесь праздновались мистерии
Осириса, связанные с представлениями о посмертном существовании человека.
Практически каждый фараон строил здесь свою гробницу или кенотаф (ложное
захоронение) или устанавливал статую или стелу. Простые египтяне также старались
хотя бы раз в жизни совершить паломничество к этому священному месту.
Храм Сети I
В Абидосе
расположен один из наиболее сохранившихся памятников Древнего Египта -
заупокойный храм фараона XIX династии Сети
I, правившего на рубеже XIV-XIII
вв. до н.э. Свой храм Сети посвятил семи великим богам Египта. В плане храм
имеет необычную L-образную форму. Удивительно, но этот
комплекс - один из немногих, который пощадило время. В этом огромном храмовом
комплексе прекрасно сохранились и потолок, и многочисленные красочные фрески. В
верхней части стен, а также в перекрытии потолка сделаны многочисленные окна.
Лучи света, проникая в них в течение дня, последовательно освещают изысканные
расписные рельефы стен и колонн храма. Краски сохранились на удивление хорошо и
эти изображения по праву считаются выдающимися шедеврами древнеегипетского
искусства.
Фреска в храме Сети I
Этот храмовый
комплекс расположен примерно в пяти километрах от русла Нила. Историки считают,
что в древности от реки был прорыт широкий канал, по которому корабли и лодки
подплывали практически к самому храму. До нашего времени канал не сохранился.
Заупокойный
храм Сети I знаменит также тем, что здесь расположен
один из немногих династических списков фараонов Египта, который так и называют "абидосский
список". На стенах коридора, соединяющего две части храма вырезаны картуши 76
египетских царей. Список начинается с первого фараона, объединителя Египта,
Менеса и заканчивается именем самого Сети. На основании этого списка была
построена периодизация истории Древнего Египта. Попытки привести в порядок
хронологическую последовательность правление фараонов и основные вехи египетской
истории предпринимались еще в глубокой древности, но большинство из этих
хронологий до нас не дошло. Частично уцелели только четыре из них, в том числе и
"абидосский список". И он разительно отличается от трех остальных. Отличие
заключается в том, что он начинается с имени первого фараона Менеса, тогда как в
остальных списках эпохи первой династии царей предшествуют другие периоды,
уводящие египетскую историю на десятки тысячелетий вглубь времен.
Фрагмент "абидосского списка"
Первый из них
- Палермский камень (назван так по месту хранения - музею г.Палермо) является
самым древним. Он был создан в период V- й династии и
датируется XXV в. до н.э. Т.е. он был составлен за
тысячу лет до правления фараона Сети I. На этой
диоритовой плите черного цвета помимо пяти первых династий фараонов вырезаны
имена 120 царей до-династической эпохи. К сожалению, Палермский камень - лишь
фрагмент огромного монолита, который, как считают исследователи, имел размер до
двух метров.
Другой список
- Туринский папирус сохранился очень плохо. Тем не менее на нем можно имена
десяти богов-нетеру, правивших Египтом в эпоху Первого времени (египтяне
именовали его Зеп-Тепи). Причем их имена вписаны в картуши таким же образом, как
писались имена всех фараонов. На папирусе были также указаны сроки их правления,
но эти части текста не сохранились. Но сохранился столбец текста, в котором
приведен список смертных царей, которые правили Верхним и Нижним Египтом после
эпохи богов но до фараона Менеса. В уцелевших фрагментах текста говорится о
девяти таких "династиях" и даже приводятся их имена, среди которых особенно
отмечены Шемсу-Гор (спутники или последователи Гора, последнего из правивших
богов). В конце текста суммируется итог: "
Почтенные Шемсу-Гор - 13420 лет, правления до Шемсу-Гор - 23200 лет,
итого - 36620 лет". Конечно, такие сроки жизни древнеегипетской цивилизации
никоим образом не укладываются в общепринятую историческую концепцию развития
человеческой цивилизации.
Туринский папирус относят также к XIX
династии и датируют примерно XIII в. до н.э. Т.е. он
был создан во время правления Сети I или чуть позже.
Вот здесь и возникает вопрос: почему Сети начал свой список царей с Менеса,
отрезав от него предыдущие эпохи. Это тем более странно, поскольку правители
всех древних цивилизаций выводили свои родословные непосредственно от богов -
основателей их государств. Также поступали и фараоны Египта. Чем же
руководствовался Сети I, отказываясь от божественной
родословной? Не знать официальной истории своей страны он не мог. Более того,
спустя тысячу лет такая глубокая древность египетской цивилизации, насчитывающая
десятки тысячелетий, также фиксировалось в официальной истории.
Египетский
жрец Мането (греки называли его Манефон) в III в. до
н.э. составил обширную и, пользовавшуюся широким признанием в античном мире,
историю Египта. В ней он привел подробный список царей династического периода.
Кстати, Мането первым разделил хронологию правителей на 31 династию, до этого
сами египтяне не разносили фараонов по династиям. Эту схему египтологи положили
в основу современной периодизации древнеегипетской истории. Но при этом ученые
тоже взяли и выкинули из истории Мането всю до-династическую эпоху. А ведь сам
Мането начинал свою периодизацию также с эпохи Первого времени, когда Египтом
правили боги, начиная с Ра и заканчивая Гором. "Они были первыми, кому
принадлежала власть в Египте. Впоследствии царская власть переходила не
прерываясь от одного к другому... в течение 13900 лет... После богов 1255 лет
правили полубоги; после них в течение 1817
лет царствовала другая линия. Затем следующие тридцать царей правили
1790 лет, а потом десять - 350. Затем последовало правление духов мертвых...
которое продолжалось 5813 лет...". Таким
образом до объединения Египта Менесом история страны уже насчитывала 24925 лет!
И это не было сомнительной интерпретацией одного древнего историка. Геродот жил
раньше Мането. В второй книге своей "Истории", посвященной Египту, Геродот
писал, что жрецы поведали ему, что со времени первого царя Египта до настоящего
времени (т.е. к V
в. до н.э.) прошло 341 поколение людей и
столько же было верховных жрецов и правителей. Из чего Геродот исчислил
продолжительность существования египетской цивилизации равную примерно 11340
годам. При этом, Геродот специально подчеркивает, это было время правления
смертных людей, а до них "в Египте царствовали боги, которые жили совместно с
людьми…". Последним из них был Гор, сын Осириса.
Т.е. Геродоту также была хорошо
известна официальная (для того времени) история Египта. Другой известнейший
античный историк Диодор Сицилийский, живший в
I
в. до н.э., писал, что вначале на протяжении
18000 лет Египтом правили боги и герои, последним из которых был Гор. Смертные
же, по словам самих египтян, правили своей страной чуть менее 5 000 лет.
Несмотря на то, что цифры разных древних источников отличаются друг от друга,
тем не менее, они едины в одном: история египетской цивилизации насчитывала
десятки тысяч лет.
Современные ученые опираются в
своих исследованиях и на периодизацию Мането, и на работы Геродота и Диодора
Сицилийского. Но делают это выборочно, согласно правило "здесь играем, здесь не
играем, здесь рыбу заворачивали". Получается, что европейские ученые после
двухсот лет изучения египетских древностей, знают историю Египта гораздо лучше,
чем сами древние египтяне знали ее две, три и даже пять тысяч лет назад? Не
слишком ли это самонадеянно?
Можно, конечно, было бы возразить,
что от до-династической эпохи на территории Египта не осталось археологических
свидетельств высокоразвитой цивилизации. Но так ли это в действительности? Может
такие свидетельства есть, но их не хотят принимать за столь древние, а
приписывают гораздо более поздним временам.
К западной стене заупокойного храма
Сети I
примыкает еще одно здание, которое называют Осирион. Уже в глубокой древности
существовала легенда, что именно в этом храме была захоронена голова Осириса.
Осирион был обнаружен известным египтологом Ф.Петри в 1903 г., но только в 1914
г. постройка был полностью расчищена от песка. Дело в том, что уровень пола
Осириона расположен примерно на 8 м ниже уровня храма Сети. Профессор Нэвилл,
расчистивший этот комплекс, считал, что Осирион является одной из самых древних
построек Египта. Но после того, как в 20-е годы прошлого века на его стенах были
обнаружены несколько надписей от имени Сети
I,
это здание было объявлено кенотафом (ложной гробницей) данного фараона. Так его
и обозначают в современных путеводителях по Египту. Хотя многие исследователи
гораздо более осторожно говорят, что точная датировка Осириона весьма
затруднительна.
Виды Осириона
Любой египтолог подтвердит, что
цари Древнего Египта без всякого смущения выбивали свои имена на более древних
памятниках или изделиях. Таким образом, присутствие "автографов" Сети на стенах
Осириона ни в коем случае не является прямым свидетельством того, что именно
этот царь построил данное сооружение. Более того, на одной из стенок здания
имеется пространная надпись внука Сети фараона Мернептаха, в которой говорится,
что этот царь производил ремонтные работы Осириона. Но ремонт сооружения,
которому несколько десятков лет, в данном конкретном случае, представляется
совершенно маловероятным. Дело в том, что Осирион воздвигнут в технике так
называемой мегалитической кладки. Все здание сложено из громадных монолитных
блоков гранита. Камень тщательно обработан, блоки пригнаны друг к другу без
всякого зазора и без использования раствора. Центральная часть здания имеет две
колоннады из десяти прямоугольных столбов серого гранита. Поперечное сечение
каждой такой колонны представляет собой квадрат со стороной 2,5 м, высота
колонны около 4 метров. Т.е. вес каждого подобного монолита составляет примерно
65 тонн! А гранитные колонны имеют еще и выполненные из того же камня перекрытия
- архитравы.
Кладка Осириона
Подобная техника строительства не имеет
ничего общего с той, которая использовалась при возведении заупокойного храма
Сети I.
Равно как нет и никаких аналогий между совершенно скупой аскетичной архитектурой
Осириона и вычурным декором храма Сети.
Но в Египте имеются несколько аналогичных
архитектурных объектов. Прежде всего, это Храм Долины, расположенный рядом с
великим Сфинксом в Гизе. Это сооружение приписывается фараону Хафре, строителю
второй из великих пирамид. Но это время
IV
династии и от эпохи Сети
I
его отделяет более тысячи лет. Но
официальная наука на это как-то не обращает внимание. Равно как и на разницу в
технике строительства.
С Осирионом связан еще один примечательный
архитектурный факт. В нескольких местах внешней стены постройки встречается
уникальная техника кладки монолитных блоков, так называемая "полигональная
кладка". Углы некоторых монолитов имеют сложный полигональный профиль и такой
блок стыкуется с соседним, имеющим соответствующие пазы по углам, по принципу
пазла. Данная технология чрезвычайно редка для памятников Древнего Египта. Она
встречается только на плато Гизы и в Саккаре в облицовке некоторых пирамид, а
также в том же самом Храме Долины. Более того, на лицевой стороне некоторых
гранитных блоков Осириона имеются небольшие прямоугольные выступы. Их
функциональное предназначение совершенно не ясно. Кроме того, следует отметить
следующий момент: чтобы оставить такой выступ на лицевой стороне блока, площадью
в 2-3 квадратных метра, остальную часть поверхности надо стесать. И это
бронзовыми инструментами? В Египте блоки с такими выступами можно увидеть только
на некоторых блоках облицовки в Гизе - на пирамиде Менкаура и на малых пирамидах
спутницах пирамиды Хуфу (Хеопса).
Самое интересное, что такие архитектурные
приемы как полигональная кладка и выступы на лицевой поверхности известны только
в одной части света. Они имеются в циклопических (и тоже гранитных) постройках
Перу - в Мачу Пикчу, Куско, Саксайуамане. Ученые приписывают эти постройки
инкам, но здесь ситуация аналогична той, что мы видим в истории с Осирионом. В
любом случае представители официальной науки предпочитают не обращать внимание
на такие архитектурные "мелочи". Действительно, что общего может быть между
Древним Египтом и цивилизациями Перу, разнесенными на тысячелетия во времени и
на тысячи километров в пространстве?
Журнал "Итоги", N 15, 2006
|
|