Все без исключения древнерусские летописи в ряду создателей Киевской
Руси наравне со славянскими племенами называют загадочные народы чудь,
весь, мерю, мордву и другие, которые произошли от финно-угорских
племен. От них остались сказки, былины и предания, те самые, которые
Александр Сергеевич Пушкин переложил на поэтический лад. Кстати, его
няня, которая рассказывала ему эти сказки, была не русской... Об этом и
многом другом нам поведал известный историк и филолог из Киева
Ростислав Мартынюк. Кот-ученый с мордовской пропиской - Так кем же была по происхождению Арина Родионовна? -
По национальности она была ижоркой - представительницей небольшого
финно-угорского племени, входившего во времена князя Олега в состав
Чуди. Происходила из крепостных села Лампи (русский вариант -
Лампиево), расположенного на берегу одноименного озера (ныне -
Ленинградская область). Это - довольно известный факт, установленный
крупнейшими пушкинистами.
Долгое время Пушкин жил в Болдино Нижегородской области. Ныне это село
стоит в восьми километрах от границы Республики Мордовия. Поэтому в
своих сказках Александр Сергеевич соединил ижорские предания,
рассказанные ему Ариной Родионовной, и мордовские, услышанные им от
местных крестьян.
- То есть "Русские сказки А. С. Пушкина" на самом деле не русские, а финские?
- Конечно. А знаете, почему у Александра Сергеевича кот ученый ходит
вокруг дуба по цепи кругом? Большая часть финно-угорских племен
хоронила покойников в кронах дуба. Они привязывали тела к ветвям
деревьев. Когда останки истлевали, кости сыпались на землю... Тоже,
кстати, очень распространенный сюжет. Ведь в сказках соловей-разбойник
обязательно сидит в кроне дуба, вокруг которого валяются человеческие
кости и черепа. Отсюда же происходят и упоминаемые в былинах священные
дубравы - страна мертвых, через которую обязательно должен проехать
герой сказки или предания.
- То есть привязывание к ветвям деревьев лоскутков это на самом деле элемент погребального обряда?
- И не только это! Например, широко распространено бросать в фонтаны,
реки, моря монетки - чтобы вернуться сюда. На самом деле это тоже
элемент погребального обряда финно-угорских племен. Монетка для них
означала пропуск в мир мертвых. Эту традицию частично переняли славяне:
во многих погребениях встречаются монеты разных стран и правителей.
- Хорошо, а почему монеты тогда кидали в воду?
- Финно-угры в смерть не верили и думали, что, умирая, переносятся в
тело какого-нибудь животного: собаки, волка, кота, морского тюленя,
котика и т. д. Наиболее почетным у них считалось переселиться в
медведей. (Как тут не вспомнить детскую сказку про Машу и медведей!)
Кроме того, у них считалось, что один из главных языческих богов, от
которого зависит переселение в иной мир, живет на дне рек и морей.
Именно поэтому и бросали монетки в водоемы - на счастье, только
загробное.
Чтобы закончить о Пушкине, скажу, что фамилия-то у Александра
Сергеевича - финно-угорская. Все уцепились в его негритянского
прадедушку. Пушка по-мордовски (а если еще более точно - по-эрдзянски)
- липа. Кстати, практически все современные русские фамилии,
оканчивающиеся на "ин", - финно-угорские по происхождению.
- А где-нибудь обо всем том, что вы рассказываете, можно почитать?
- В 1995 году в Москве под редакцией профессора Александра Шарова вышел
сборник эрдзянского эпоса. Не верите - ищите книгу, проверяйте сами. Русские кельты - Откуда вообще взялись финно-угорские племена?
- Они - исконные жители Евразийского континента, кельты. В IV-III
тысячелетиях до нашей эры, во времена раннего Египта, заселяли всю
Европу и современную Россию от Пиренеев и до берегов Алтая. Во II
тысячелетии до нашей эры потихоньку стали вытеснять племена, шедшие из
Индии, Малой Азии, современной Турции и далее через Балканы в Европу.
Со временем их оттеснили к краям континента - в горы, на острова
нынешней Великобритании, северо-восточные земли современной России.
Причем между индо-европейцами и финно-уграми на северной территории
современной Украины сформировались и славяне.
- А как они состыковались с нами?
- Обратимся к "Повести временных лет". Как следует из летописи, Русь
основали Рюриковичи - варяжские князья. Именно благодаря варяжским
дружинам и варяжским князьям славянские и финно-угорские племена
объединились в государство, которое мы знаем под именем Руси. В ее
состав вошли 20 финно-угорских, 12 славянских и одно литовское (голядь)
племена. Варяги - тоже финно-угры по происхождению. 20 финно-угорских
племен пошли не за славянами, а за варягами.
- У славян есть "Повесть временных лет" и всевозможные летописные
своды, откуда мы и знаем о своей истории. А существует что-нибудь у
финно-угров?
- По языческим обычаям, у финно-угров действовал запрет на передачу
сведений в письменной форме. Правда, они пользовались иероглифическим
письмом с IV тысячелетия до нашей эры. Лишь в XIV веке благодаря
митрополиту Стефану Пермскому, зырянину по происхождению, коми-пермяки
получили собственное буквенное письмо.
В отличие от славянских племен, финно-угорские не имели общего языка и
пользовались своим, не похожим на другие. Примерно с Х века финно-угры
говорили на двух языках - родном в племени и древнерусском - с
соседями. Последний был для них тем языком, которым ныне является
английский для всего мира.
- А куда делись финно-угорские языки?
- А кто вам сказал, что они куда-то делись? В современной Российской
Федерации существуют учебники на 16-ти из 20 существующих
финно-угорских языков. И по ним во многих сельских районах учатся дети.
То есть они изучают русский и, скажем, мордовский как свой родной язык.
Дело в том, что до Петра I на территории современной России славянским
языком пользовались исключительно для общения с другими племенами.
Русский язык постепенно проникал в сельские районы. В крепостных
деревнях между собой говорили на мокшанском, мерянском, марийском и
других языках. А русским - только с помещиком да приставом. Кстати,
знаете, что такое "ботать по фене"? Это особый финно-славянский сленг -
своеобразное эсперанто, который использовали русские купцы, объезжая
русские деревни.
- А почему в современной России не говорят на финно-угорских языках?
- А вы где в России были? В Москве, Санкт-Петербурге, на худой конец -
поездили по городам Золотого Кольца? Так извините, у нас в городах тоже
говорят на русском. И у каждого из русскоговорящих есть бабушка или
дедушка в каком-нибудь селе Черкасской, Полтавской или Винницкой
областей. И говорят там не на киевском варианте русского языка, а на
родном - украинском. То же самое - и с москвичами, питерцами и другими.
Если они, конечно, родом не из какой-нибудь украинской или казахской
глубинки. Бабушки и дедушки в мерянских, мордовских, вепских или
коми-пермяцких селах говорят, поверьте, на родном языке, хотя и с
сильной примесью славянских слов.
- Вы можете сослаться на каких-нибудь ученых, занимающихся финно-уграми на территории современной России?
- Конечно. В Институте археологии Академии наук России есть отдел,
занимающийся только этим вопросом. Существует научная традиция изучения
древних финно-угорских племен на территории России вообще и в пределах
Москвы в частности. В современной России финно-угорская связь не
скрывается, другое дело, что о ней знают лишь ученые да узкий круг
любителей истории.
- По финским поверьям, именно в котов после смерти превращались волхвы
-колдуны. Они сторожили дубы. С цепью тоже все очень просто: на дубы,
предназначенные для захоронений, всегда что-то вешали, например,
ленточки, лоскутки материи, в поздние же времена - цепи. Таким образом,
пушкинский кот-ученый - мифический финно-угорский шаман, приходящий из
загробного мира.
Во многих регионах России хоронили на дубах вплоть до середины XVIII
века. К слову, выражение "ты что, с дуба упал?" означает не что иное,
как возвращение с того света.
Ярослав ТИНЧЕНКО
|