Согласно изысканиям отечественных историков, в последние годы обнаруживших ряд весьма интересных документов, русские старообрядцы ещё более столетия назад имели достаточно тесную связь с тибетскими монастырями и старались всеми силами приобщиться к тайным знаниям, которыми владели ламы. Тибет вообще в начале XX века словно магнитом притягивал внимание многих сильнейших ведущих мировых держав. Русский император Николай II личным секретным указом предписал отправить в Тибет тайную экспедицию русской военной разведки. Причём, в состав этой экспедиции входили офицеры исповедовавшие буддизм и закончившие Академию Генерального штаба, а так же военные буддийские священники из Всевеликого войска Донского. Все они по национальности были калмыками. Несмотря на многие трудности, экспедиция завершилась вполне удачно и доставила в Санкт-Петербург важные сведения. Надо полагать, что данные сведения носили не только чисто политический характер, поскольку император лично уделял тайной миссии повышенное внимание. «Надо примерно наградить членов секретной экспедиции», - указывал царь военному министру генералу Куропаткину. Известно, что перед отправкой из Санкт-Петербурга члены экспедиции получили тайную аудиенцию в Зимнем дворце, а по возвращении оставшихся в живых принял сам император. Да, вернулись не все. В тот период, перед началом и во время русско-японской войны, Тибет был захвачен англичанами. Ряд западных экспертов уверенно утверждает, что британцев, кроме возможности получения нового плацдарма, очень интересовали… тайные знания, которыми с древних времён обладали тибетские монахи. И более всего интересовалась этим непростым вопросом английская секретная служба. Однако, как не столь давно выяснилось, значительно раньше всех этих тщательно завуалированных событий с берегов верхнего течения великой русской реки Волги, из города Костромы – города предприимчивых торговых людей и уникальных золотых дел мастеров - в Тибет были направлены собственные тайные экспедиции. По сведениям, содержавшимся в ряде архивных исторических документов примерно с середины XVII века под Костромой и вообще на лесистых костромских землях прослеживается появление сначала «полномочных представителей», а затем и возникновение общин одной из самых таинственных и мистических русских сект, именовавшей себя просто и, в то же время, загадочно – «странники». Поскольку официальная православная церковь всегда вела непримиримую борьбу с любыми видами сектанства, нам стало теперь известно, что «странники» упорно придерживались «никонианской ереси», то есть были, попросту говоря, старообрядцами и, подобно религиозно-политической секте «корабельников», к активным деятелям которой по некоторым сведениям принадлежал Григорий Ефимович Распутин, имели определённые политические цели. Впрочем, нужно сразу отметить, что цели, преследуемые «странниками» и «корабельниками», как и проводимые ими в жизнь идеи, никоим образом ни в политическом, ни в экономическом отношении нисколько не совпадали с целями российских большевиков-коммунистов. Как уже говорилось выше, «странники» отправили в Тибет собственную экспедицию: надо полагать, секта искала среди буддистов не только новых контактов, но и новых тайных знаний и обмена опытом. Точный состав экспедиции, отправившейся в Тибет из Костромы, остался неизвестен. Однако значительно позднее удалось установить, что один из членов секты – «старец» Никитин - однофамилец отважного тверского купца, ходившего «за три моря», добрался-таки до Тибета, был там принят и весьма продолжительное время проживал в различных монастырях. Для справки стоит пояснить, что «старец» совершенно не означает преклонного возраста, а отражает «степень посвящения» в таинства секты и занимаемое в её иерархии положение. Да и вряд ли пожилой, не имевший хорошей физической подготовки и крепкого здоровья человек, мог тогда добраться до Тибета из центра России. Вспомним: царь посылал туда отлично подготовленных офицеров! Видимо, «старец» Никитин сумел легко найти общий язык с ламами, поскольку они охотно стали обучать его таинствам учения Дюнхор-Калачакра, которое включало в себя тайные знания о звёздах, солнце, космических ритмах, неизведанных возможностях организма и психики человека, а так же, - что крайне немаловажно! – методах психологического и иного воздействия на большие массы людей и науке управления ими. Причём, речь здесь шла не о разработанной значительно позднее на Западе теории «психологии толпы», а именно о способах управления огромными массами людей на уровне населения целых государств! Пройдя курс наук, Никитин благополучно вернулся в родную Кострому и принёс с собой многие тайные знания и древние документы из Тибета. Вполне возможно, он принёс и предсказания дальнейшей судьбы России. Однако ничем добытым с таким трудом «странники» воспользоваться фактически уже не смогли: политическая обстановка в стране начала резко изменяться – дело шло к революции. Даже не шло, а катилось, летело! Как знать, не хотели ли предотвратить её и, тем самым, изменить судьбы страны таинственные костромские старообрядцы, обладавшие тайными знаниями Тибета и собственными, собранными в веках? Имелась ли у них какая-то связь с Распутиным, и многие другие жгучие вопросы так и остались без ответа в связи с последовавшими вскоре трагическими событиями. В последние десятилетия XX века старательно созданный большевистской пропагандой сусальный образ вождя «мирового пролетариата» Владимира Ленина значительно изменился, и стали известны его новые черты. Так, ряд зарубежных экспертов отмечают, что в период пребывания в Польше на территории Австро-Венгрии и в Лондоне «вождь» тайно посещал салоны известных ясновидцев и предсказательниц – вряд ли его занимали только судьбы грядущей революции и пролетариата. Но что хотел узнать Ленин? Встав во главе советского правительства, он решительно распоряжался покончить «со всей чертовщиной» - расстреливали монахов, священнослужителей, карельских волхвов и просто всех, кто не нравился новой власти или мог представлять для неё опасность. После смерти Ленина, кончины Дзержинского, мечтавшего в юности стать католическим ксендзом, великий мистик из ОГПУ Глеб Бокий уговорил руководство начать сотрудничество со «старцами», чудом уцелевшими в кровавой круговерти. По некоторым данным его очень активно поддержал всемирно известный профессор Бехтерев. Академик сам интересовался паранормальными явлениями и, в частности, экстрасенсорикой и телепатией. «Странники» вынуждено согласились на сотрудничество. Чекисты создали секретную лабораторию, и в руки Бокия попали списки-стеллы с тибетскими идеограммами и карты, с указанием путей в святые места Тибета. Видимо именно это обстоятельство инициировало совместные усилия Бокия, профессора Барченко и Якова Блюмкина, имевшего псевдоним «Живой» по поискам легендарной Шамбалы. Чем это закончилось отлично известно: все они были расстреляны. Судьба «странников» остаётся неизвестной, но скорее всего она трагична. В 1929 году, по указанию Сталина, органы госбезопасности под видом проведения научной конференции собрали всех известных астрологов, ясновидцев и предсказателей, погрузили их в товарняк и увезли в неизвестном направлении. Ни один из них не вернулся… Где похоронены тайны «странников» полученные ими на Тибете? Нет ответа…