Не приходится сомневаться, что древняя Гиперборея имеет
непосредственное отношение к древнейшей истории России, а русский народ
и его язык напрямую связан с исчезнувшей или растворившейся в недрах
океана и суши легендарной страной гиперборейцев. Неспроста ведь
Нострадамус в своих "Центуриях" именовал россиян не иначе как "народом
гиперборейским". Рефрен русских сказок о Подсолнечном царстве, что
расположено за тридевять земель, - также представляют собой
воспоминания о стародавних временах, когда наши предки соприкасались с
гиперборейцами и сами были гиперборейцами. Имеются и более детальные
описания Подсолнечного царства. Так, в былине-сказке из сборника
П.Н.Рыбникова рассказывается о том, как герой на летающем деревянном
орле (намек на все тех же летающих гиперборейцев) полетел в
Подсолнечное царство:
Прилетел он в царство под солнышком, Слезает с орла самолетного И начал по царству похаживать, По Подсолнечному погуливать. Во этом во царстве Подсолнечном Стаял терем - золоты верхи, Круг этого терема был белый двор О тых воротах о двенадцати, О тых сторожах о строгих ...
Другое свидетельство, зафиксированное многими авторами, в том числе
Н.М.Карамзиным, А.Н.Афанасьевым и А.А.Коринфским, касается легендарного
Лукоморья. Оказывается, это не сказочная страна, невесть где
расположенная, а древнее Северное царство, где люди на два месяца
впадают в зимнюю спячку, чтобы проснуться к возвращению весеннего
Солнца. Понятно, что Подсолнечное царство - это не только царство
полярного Солнца, но и царство полярного льда, память о котором
закодирована в фольклорных символах. Выдающийся чешский поэт, историк и
фольклорист К.Я.Эрбен свидетельствует, что хрустальная или стеклянная
гора славянских сказок есть не что иное как образ ледяной горы,
трансформировавшийся в сознании людей, а также при устной передачи от
поколения к поколению. Чтобы убедиться в правомочности данного вывода
достаточно еще раз внимательно просмотреть волшебную русскую сказку
"Хрустальная гора" из сборника Афанасьева. Здесь тридесятое царство
наполовину втягивается в хрустальную гору (что наглядно воспроизводит
действие наступающего ледника). Но главное в другом: чтобы спасти
гибнущее царство и заточенную в хрустальной горе царевну, герой добыл
волшебное семячко, зажег его и отнес к хрустальной горе: она и
растаяла. Растопить подобным образом, как не трудно догадаться, можно
только лед и никак не хрусталь (стекло).
Русские исследователи фольклора справедливо усматривали в сказочной
стеклянной (хрустальной) горе отголоски общеарийской мифологии -
воспоминания о вселенской горе Меру. В известной словацкой сказке о
солнечном коне также подробно описывается полночная страна, где люди
приспосабливались к ночной жизни среди гор и боролись со тьмой с
помощью волшебного коня с Солнцем во лбу. Как бы ни трансформировался
сказочный сюжет за свою долгую жизнь - он неоспоримо свидетельствует об
одном: прапредки славян знали о такой стране за полярным кругом, где
царит долгая ночь и бушует нескончаемая буря. Современное русское слово
"буря" имеет арийские корни: bhurati в древнеиндийском означало -
"двигается", "вздрагивает", "барахтается". Но в достопамятную старину
"буря" произносилась и писалось как "боуря" (с юсом малым на конце).
Вот он и Борей - северный ветер. Известен еще один синоним "ураганного
ветра", одного корня со словом "буря" - "бора": так именуют ураган на
море и турки, и итальянцы, и русские.
Согласно Татищеву, в утраченной Иоакимовской летописи упоминается князь
Буревой, отец легендарного Гостомысла, правивший в Новгороде до
появления Рюрика и упорно боровшийся с варяжской агрессией. Кстати, о
самом Рюрике сохранилась народная легенда, не совпадающая с летописным
преданием: звали его Юриком, родом был из Приднепровья, не раз
наведывался в Новгород, где и приглянулся новгородцам; те пригласили
его покняжить, но разве могли предположить, что Рюриковичи станут
правителями Земли Русской больше чем на шесть веков. Или взять
Сивку-бурку - откуда такое словосочетание? Если Сивка (светлая), то
почему Бурка (темная)? Не зебра же ведь это, у которой полоска -
черная, полоска - белая. Все дело оказывается в том, что прозвище Бурка
первоначально звучало, как Бурька. А если взглянуть на его истоки, то
обнаруживаются явственные следы Борея. Обратившись темногривым
жеребцом, Бог - покровитель Севера - оплодотворил двенадцать кобылиц и
стал отцом двенадцати чудесных жеребят, что могли летать по поднебесью
над землей и морями. Такими их описывал еще Гомер в "Илиаде" (XX,
220-230). В русском же фольклоре они прозываются Сивками-бурками,
Бурушками-косматушками, что, в конечном счете, значит - Бурьки-Борейки.
Между прочим: до сих пор имеет распространение славянская фамилия
Борейко (вспомним героя-поручика из романа А.Н.Степанова "Порт-Артур).
Нельзя не вспомнить и древнегреческое название Днепра - Борисфен. А
европейские мореплаватели: добравшиеся в XVII веке до устья Печеры,
столкнулись на побережье Северного Ледовитого океана с
туземцами-борандийцами. Да и в скандинавском названии северо-восточной
страны от Беломорья до приполярного Урала - Бьярма (Biarmia), от
которого произошло назание Пермь, улавливается искаженное имя Борея.
Крылатый чернобородый Бог Борей считался эллинами сыном Астрея
(Звездного неба) и Эос (Утренней зари). По Диодору Сицилийскому, его
потомки были владыками главного города Гипербореи и хранителями
сферического (!) храма - святилища Аполлона. Именно сюда эллинский
Солнцебог прилетал каждые 19 лет, посещая места, где когда-то родился.
Такие храмы с куполами и колоколами видели и описали арабские
купцы-путешественники, на территории нынешней России задолго до
введения здесь христианства !
В русском
фольклоре есть сказочный Буря-богатырь (чем не Борей?): он - не просто
могучий исполин, но еще и Коровий (Бычий) сын, сражается на знаменитом
Калиновом мосту с многоглавыми змеями. Все это закодированная
символика, поддающаяся смысловой расшифровке. Из индоевропейского
лексического гнезда с корневой основой "бу (р)" со смыслом "буйный"
вышел и знаменитый образ русского фольклора - Остров Буян,
присутствующий как в сказках (присказках), так и в магических
заговорах. В современном обыденном понимании буян - это человек,
склонный к буйству, по-просту - скандалист. Не так в прошлом, когда
слово "буян" означало совсем другое. В "Слове (Молении) Даниила
Заточника" (Х11 в.) буян - это гора (холм), а за буяном кони пасутся. В
древнерусском языке и народных говорах слово "буй" и производное от
него "буян": высокое место: гора, холм, бугор; глубокое место в море,
реке, озере - стремнина, пучина, быстрое течение; открытое место - или
для построения кумирни, то есть языческого (позже - православного)
храма, или же для княжеского суда, менового торга. Выявление архаичных
значений помогает разгадать глубинный смысл мифологемы Остров Буян. Это
- не просто гора на острове, а, скорее всего, гористая земля посреди
пучины (стремнины) Моря Окияна, где раскинулось разгульное торжище и
откуда торговые гости - соловьи будимировичи - развозят по всему свету
товары - рукотворные и нерукотворные (последние известия и новости). И
здесь снова и неизбежно напрашивается аналогия с Гипербореей - Северной
территорией посреди Ледовитого океана и с господствующей на ней горой
Меру.
В сказочном обличии остров Буян -
прежде всего средоточие тех самых волшебных сил, общение с которыми
способно повернуть течение жизни в какую угодно сторону, изменить
судьбу и победить враждебные происки. Отсюда остров Буян - непременный
символ магических актов: он присутствует в неистребимой памяти народной
в качестве обязательной формулы в заговорах и заклятиях - без обращения
к Буяну колдовские акты не имеют никакой силы. И тут сквозь поэтическую
сказочную пелену до нас доносится дыхание древней Прародины,
исчезнувших языческих обрядов, жреческой и шаманской магии, позволяющей
напрямую общаться с высшими космическими силами - вплоть до временного
слияния с космическим началом.